СИНОДАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ

Священноисповедник Николай Флоров (+1933)

Опубликовано: 11 Марта 2020
Священноисповедник Николай Флоров (+1933)
Протоиерей Николай Семенович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника Симеона Флорова.
            После окончания в 1886 году Яранского духовного училища Николай Флоров поступил в Вятскую духовную семинарию, которую закончил в 1894 году по второму разряду и был назначен учителем в церковно-приходскую школу с Юмы Котельничского уезда.
В 1895 году Николай Флоров обвенчался с дочерью настоятеля Введенской церкви села Кобра Котельничского уезда Верой Филипповной Шубиной. По сути, он обрел не только преданную подругу жизни, но в лице ее отца, священника Филиппа, снискал себе доброго наставника в пастырском делании и прекрасный пример для подражания.
Вскоре после женитьбы, 15 августа 1895 года, Николай Семенович Флоров был рукоположен в сан священника.    Один год отец Николай прослужил в Ильинском храме села Пуже-Уча, исполняя одновременно обязанности законоучителя в Пужеучинском министерском училище (т.е. училище Министерства народного просвещения). В 1896 году он был определен священником в село Гостево, где ушел за штат его дедушка священник Михаил Курочкин. Здесь, в Гостево, им была написана церковно-приходская летопись местной Вознесенской церкви, которая удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина. Труды молодого священника были отмечены и в отчетах епископа Алексия (Опоцкого) о состоянии Вятской епархии за 1897и1899 годы.  За написание летописи села Гостева отец Николай получил набедренник (в 1900 году) и удостоился в 1901 году перевода в другой, более обширный, приход Димитриевского храма села Молотниково   Котельничского уезда. Настоятелем храма в селе Молотниково он стал 13 января 1903 года. Он возглавил церковно-приходское попечительство и в качестве его председателя озаботился благоукрашением храма. Более того, отец Николай старался всеми силами оживить в селе Молотниково приходскую жизнь. С этой целью в дни Великого поста он с воодушевлением проводил народные чтения о Святой Земле.
В эти годы отец Николай активно сотрудничал с «Вятскими епархиальными ведомостями.  Первые его публикации в этом издании появились в 1899 году. В 1911 году епископ Филарет перевел о. Николая   в село Муша Яранского уезда.  Отцу Николаю удалось сплотить приход и стать для него заботливым, любящим духовным отцом.  Здесь пастырь продолжал усердно служить, много проповедовал, писал статьи, был заведующим местной церковно-приходской школы и преподавал Закон Божий в Васичевском народном училище.
Для отца Николая предреволюционные годы были периодом наиболее активной его деятельности как пастыря – проповедника, сотрудника целого ряда духовных изданий. Решением епископа Никандра (Феноменова) в ноябре 1914 года он был перемещен в село Арзамазцево Сарапульского уезда с откомандированием его в г. Котельнич для служения при Котельничском Свято-Троицком соборе. После переезда о. Николая в Котельнич публикации его в «Епархиальных ведомостях» стали появляться гораздо чаще. В них он освещал наиболее важные события в духовной и общественной жизни города. В годы войны отец Николай много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи пострадавшим, раненым, искалеченным воинам. В 1914-1915 годах отец Николай очень много и плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием «Пастырь - проповедник». По приблизительным подсчетам, за эти годы им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, посвященных самой различной тематике. Речи и поучения, составленные отцом Николаем Флоровым, свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых, незаметных, скромных людей.  
Помимо проповеднических трудов отец Николай Флоров, начиная с октября 1916 года, служил законоучителем в Котельничской женской гимназии и священником домовой гимназической церкви во имя св. мученицы царицы Александры. По решению попечительского совета Котельничской женской гимназии он после февральской революции вплоть до большевистского переворота управлял ею и был председателем ее педагогического совета. С сентября 1917 года по май 1918 года он читал здесь курс нравственного богословия во вновь открытом (по его же инициативе) девятом общеобразовательном классе.
В мае 1918 года епископом Никандром отец Николай был временно определен на службу к Вознесенскому храму села Гостево.
Из документов Вятского Ревтрибунала известно, что 16 июля 1918 года в г. Котельниче в качестве заложников были взяты представители духовенства: протоиерей Сергий Сырнев, священник Константин Кибардин, иерей Николай Изергин и другие.  Вместе с ними был отправлен в Котельничскую тюрьму и отец Николай Флоров. В 1921 году он писал, что его освободили из застенков ЧК благодаря настойчивому ходатайству сына священника Ивана Тепляшина, на тот момент героя войны, красноармейца.
Ведомость Вознесенской церкви села Гостева за 1921 год свидетельствует о том, что священник Николай Флоров активно руководил своим приходом, был председателем церковно-приходского совета. Причем его рукой записано, что в 1921 году сей совет заботился о религиозно-нравственном просвещении прихода, и обучении детей Закону Божию и церковному пению в здании храма. В 1921 году по ходатайству прихожан священник Николай был удостоен права ношения наперсного креста. В 1923 году отец Николай Флоров был избран на должность благочинного первого Котельничского округа. 27 февраля 1924 года он выступил на обновленческом Епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения.
В сентябре 1929 года епископом Вятским Стефаном протоиерей Николай был назначен настоятелем Благовещенского храма в село Окатьево соседнего четвертого Котельничского благочиния. Священник этого же храма протоиерей Александр Чемоданов сообщал в Епархиальный совет, что служить им зимой приходилось в неотапливаемой Ильинской часовне при температуре воздуха -160 и ниже. При этом он писал: «Мы, пастыри, в частности, о. Н. Флоров, оборвались до невозможности. В особенности о. Николай ходит положительно в рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в теплую одежду не на что». При этом сам отец Николай писал супруге в Гостево, что живет спокойно, читает свт. Феофана, пишет духовную музыку.
В 1929 году храм в селе Окатьево был окончательно закрыт. Протоиерею Николаю пришлось вернуться в Гостево. Но вскоре здесь у него изъяли дом, а вместе с домом решительно все имущество. И как раз в это время он был приглашен на службу в село Кобра.
Отец Николай согласился, несмотря на то, что за два года здесь были арестованы четыре священника и дьякон. Зная, что и его, скорее всего, в ближайшее время ожидает арест, он не отказался и приехал служить в с. Кобру. Священник Николай Флоров, был арестован и заключен под стражу в октябре 1932 года. Почти за год до ареста он сделал на старом тетрадном листочке приписку карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября.»
Протоколы допросов свидетелей рассказали о том, что о. Николай в январе 1932 года неоднократно в конце каждой службы призывал к защите храма.
Архиепископу Евгению (Зернову) отец Николай писал из Котельнического домзака:
«С 4 октября – 17 октября, с 3 часов утра я лишен свободы: в вину мне поставили «регистрацию прихода» Я исполнил пастырский долг, открыл общину и совершал богослужения. Полагаю, я подражал апостольской ревности и томлюсь во Имя Христово…»
Во время следствия отец Николай категорически отрицал свою вину, никаких имен он не назвал. Он был осужден на три года высылки в Северный край. Но священник был очень тяжело болен и скончался 3 июля 1933 года. По данным архива Вятского УФСИНа, в этот день он был освобожден из Вятского Домзака. В эти месяцы 1933 года проходила разгрузка Вятских тюрем, так как они были переполнены. Держать в тюрьме тяжко больного, едва живого священника не было смысла.  Таким образом, отец Николай Флоров был освобожден из тюрьмы в состоянии крайне тяжелом и в тот же день отошел ко Господу.

Возврат к списку

20 Июня
(по старому стилю)

Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1607). Свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского (1966).

Прп. Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мч. Зосимы (II). Прп. Паисия Великого (V). Прп. Иоанна отшельника (VI). Прп. Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.).

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–251. Лит. – Рим., 106 зач., XI, 13–24. Мф., 43 зач., XI, 27–30. Ап.: Иуд., 77 зач., I, 1–10. Ин., 48 зач. (от полу’), XIV, 21–24.

ап. Иуды
Тропарь апостола Иуды, глас 1:

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда,/ священно восхваляем, прелесть поправша и веру соблюдша./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак апостола Иуды, глас 2:

Твердым умом избран ученик ты явился еси/ и столп необорим Церкве Христовы,/ языком проповедал еси слово Христово,/ веровати глаголя во Едино Божество;/ от Негоже прославився, приял еси дар исцелений,/ целити недуги притекающих к тебе,// апостоле Иудо всехвальне.

Ин кондак апостола Иуды, глас 2:

Павлу явлься собеседник, апостоле,/ с сим нам проповедь возвестил еси Божественныя благодати,/ тайноглагольниче Иудо блаженне./ Сего ради вопием ти:// не престай моляся о всех нас.

свт. Иова
Тропарь святителя Иова, глас 5:

Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Кондак святителя Иова, глас 7:

В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

свт. Иоанна
Тропарь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, глас 5:

Попечение твое о пастве в странствии ея,/ се прообраз и молитв твоих,/ за мир весь присно возносимых:/ тако веруем, познавше любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне./ Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин,/ имиже присно укрепляемь,/ поспешил еси ко страждущим, целителю отраднейший:/ поспеши и ныне в помощь нам,// всем сердцем чтущим тя.

Ин тропарь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, глас 1:

Святительства дар преумножил еси,/ слова проповеданием апостолом поревновав,/ бдением же, постом и молитвою с преподобными вменился еси,/ клевету и поношения с кротостию приемля./ Сего ради Христос тя прослави чудесы,/ ихже обильно изливаеши на всех с верою притекающих к тебе:/ и ныне спасай нас молитвами твоими,// Иоанне досточудне, святителю Христов.

Кондак святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, глас 4:

Христу Пастыреначальнику последовав,/ во святителех изряднейший явился еси,/ спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных,/ пристанище мирное тем учредив,/ и попечение непрестанное о пастве имея,/ врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя,/ и ныне о нас к твоим честным мощем припадающих,/ моли Христа Бога, отче Иоанне,// в мире спастися душам нашим.

Смотреть полностью