СИНОДАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ

Священноисповедник Николай Флоров (+1933)

Опубликовано: 11 Марта 2020
Священноисповедник Николай Флоров (+1933)
Протоиерей Николай Семенович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника Симеона Флорова.
            После окончания в 1886 году Яранского духовного училища Николай Флоров поступил в Вятскую духовную семинарию, которую закончил в 1894 году по второму разряду и был назначен учителем в церковно-приходскую школу с Юмы Котельничского уезда.
В 1895 году Николай Флоров обвенчался с дочерью настоятеля Введенской церкви села Кобра Котельничского уезда Верой Филипповной Шубиной. По сути, он обрел не только преданную подругу жизни, но в лице ее отца, священника Филиппа, снискал себе доброго наставника в пастырском делании и прекрасный пример для подражания.
Вскоре после женитьбы, 15 августа 1895 года, Николай Семенович Флоров был рукоположен в сан священника.    Один год отец Николай прослужил в Ильинском храме села Пуже-Уча, исполняя одновременно обязанности законоучителя в Пужеучинском министерском училище (т.е. училище Министерства народного просвещения). В 1896 году он был определен священником в село Гостево, где ушел за штат его дедушка священник Михаил Курочкин. Здесь, в Гостево, им была написана церковно-приходская летопись местной Вознесенской церкви, которая удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина. Труды молодого священника были отмечены и в отчетах епископа Алексия (Опоцкого) о состоянии Вятской епархии за 1897и1899 годы.  За написание летописи села Гостева отец Николай получил набедренник (в 1900 году) и удостоился в 1901 году перевода в другой, более обширный, приход Димитриевского храма села Молотниково   Котельничского уезда. Настоятелем храма в селе Молотниково он стал 13 января 1903 года. Он возглавил церковно-приходское попечительство и в качестве его председателя озаботился благоукрашением храма. Более того, отец Николай старался всеми силами оживить в селе Молотниково приходскую жизнь. С этой целью в дни Великого поста он с воодушевлением проводил народные чтения о Святой Земле.
В эти годы отец Николай активно сотрудничал с «Вятскими епархиальными ведомостями.  Первые его публикации в этом издании появились в 1899 году. В 1911 году епископ Филарет перевел о. Николая   в село Муша Яранского уезда.  Отцу Николаю удалось сплотить приход и стать для него заботливым, любящим духовным отцом.  Здесь пастырь продолжал усердно служить, много проповедовал, писал статьи, был заведующим местной церковно-приходской школы и преподавал Закон Божий в Васичевском народном училище.
Для отца Николая предреволюционные годы были периодом наиболее активной его деятельности как пастыря – проповедника, сотрудника целого ряда духовных изданий. Решением епископа Никандра (Феноменова) в ноябре 1914 года он был перемещен в село Арзамазцево Сарапульского уезда с откомандированием его в г. Котельнич для служения при Котельничском Свято-Троицком соборе. После переезда о. Николая в Котельнич публикации его в «Епархиальных ведомостях» стали появляться гораздо чаще. В них он освещал наиболее важные события в духовной и общественной жизни города. В годы войны отец Николай много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи пострадавшим, раненым, искалеченным воинам. В 1914-1915 годах отец Николай очень много и плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием «Пастырь - проповедник». По приблизительным подсчетам, за эти годы им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, посвященных самой различной тематике. Речи и поучения, составленные отцом Николаем Флоровым, свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых, незаметных, скромных людей.  
Помимо проповеднических трудов отец Николай Флоров, начиная с октября 1916 года, служил законоучителем в Котельничской женской гимназии и священником домовой гимназической церкви во имя св. мученицы царицы Александры. По решению попечительского совета Котельничской женской гимназии он после февральской революции вплоть до большевистского переворота управлял ею и был председателем ее педагогического совета. С сентября 1917 года по май 1918 года он читал здесь курс нравственного богословия во вновь открытом (по его же инициативе) девятом общеобразовательном классе.
В мае 1918 года епископом Никандром отец Николай был временно определен на службу к Вознесенскому храму села Гостево.
Из документов Вятского Ревтрибунала известно, что 16 июля 1918 года в г. Котельниче в качестве заложников были взяты представители духовенства: протоиерей Сергий Сырнев, священник Константин Кибардин, иерей Николай Изергин и другие.  Вместе с ними был отправлен в Котельничскую тюрьму и отец Николай Флоров. В 1921 году он писал, что его освободили из застенков ЧК благодаря настойчивому ходатайству сына священника Ивана Тепляшина, на тот момент героя войны, красноармейца.
Ведомость Вознесенской церкви села Гостева за 1921 год свидетельствует о том, что священник Николай Флоров активно руководил своим приходом, был председателем церковно-приходского совета. Причем его рукой записано, что в 1921 году сей совет заботился о религиозно-нравственном просвещении прихода, и обучении детей Закону Божию и церковному пению в здании храма. В 1921 году по ходатайству прихожан священник Николай был удостоен права ношения наперсного креста. В 1923 году отец Николай Флоров был избран на должность благочинного первого Котельничского округа. 27 февраля 1924 года он выступил на обновленческом Епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения.
В сентябре 1929 года епископом Вятским Стефаном протоиерей Николай был назначен настоятелем Благовещенского храма в село Окатьево соседнего четвертого Котельничского благочиния. Священник этого же храма протоиерей Александр Чемоданов сообщал в Епархиальный совет, что служить им зимой приходилось в неотапливаемой Ильинской часовне при температуре воздуха -160 и ниже. При этом он писал: «Мы, пастыри, в частности, о. Н. Флоров, оборвались до невозможности. В особенности о. Николай ходит положительно в рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в теплую одежду не на что». При этом сам отец Николай писал супруге в Гостево, что живет спокойно, читает свт. Феофана, пишет духовную музыку.
В 1929 году храм в селе Окатьево был окончательно закрыт. Протоиерею Николаю пришлось вернуться в Гостево. Но вскоре здесь у него изъяли дом, а вместе с домом решительно все имущество. И как раз в это время он был приглашен на службу в село Кобра.
Отец Николай согласился, несмотря на то, что за два года здесь были арестованы четыре священника и дьякон. Зная, что и его, скорее всего, в ближайшее время ожидает арест, он не отказался и приехал служить в с. Кобру. Священник Николай Флоров, был арестован и заключен под стражу в октябре 1932 года. Почти за год до ареста он сделал на старом тетрадном листочке приписку карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября.»
Протоколы допросов свидетелей рассказали о том, что о. Николай в январе 1932 года неоднократно в конце каждой службы призывал к защите храма.
Архиепископу Евгению (Зернову) отец Николай писал из Котельнического домзака:
«С 4 октября – 17 октября, с 3 часов утра я лишен свободы: в вину мне поставили «регистрацию прихода» Я исполнил пастырский долг, открыл общину и совершал богослужения. Полагаю, я подражал апостольской ревности и томлюсь во Имя Христово…»
Во время следствия отец Николай категорически отрицал свою вину, никаких имен он не назвал. Он был осужден на три года высылки в Северный край. Но священник был очень тяжело болен и скончался 3 июля 1933 года. По данным архива Вятского УФСИНа, в этот день он был освобожден из Вятского Домзака. В эти месяцы 1933 года проходила разгрузка Вятских тюрем, так как они были переполнены. Держать в тюрьме тяжко больного, едва живого священника не было смысла.  Таким образом, отец Николай Флоров был освобожден из тюрьмы в состоянии крайне тяжелом и в тот же день отошел ко Господу.

Возврат к списку

12 Сентября
(по старому стилю)

Прп. Феодоры Александрийской (474–491). Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев. Прп. Силуана Афонского (1938).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских. Мц. Ии (362–364). Прп. Евфросина (IX).

Сщмчч. Николая Подьякова и Виктора Усова пресвитеров (1918); сщмч. Карпа Эльба пресвитера (1937); сщмч. Николая Широгорова диакона (1942).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Еф., 216 зач., I, 1–9. Мк., 30 зач., VII, 24–30. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23. .

Тропарь и кондак Рождества Пресвятой Богородицы
(см. 8/21 сентября)
прп. Силуана
Тропарь преподобного Силуана Афонского, глас 2:

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобного Силуана Афонского, глас 2:

Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

прпп. Сергия и Германа
Тропарь и кондак преподобных Сергия и Германа Валаамских
(см. 28 июня / 11 июля)
Смотреть полностью