СИНОДАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ

Заключение комиссии

(для примера)


 

ПРОТОКОЛ

опознания мощей Преподобного Макария Алтайского

(в миру М.Я.Глухарева)

 

 

 

05 октября 2005 г.                                                                        г. Болхов Орловской обл.

 

 

Комиссия, созданная по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия, в составе:

священник Максим Смоляков, руководитель Епархиальнойо комиссии по канонизации;

монахиня Евфалия (Мастепанова), настоятельница Троицкого Оптин женского монастыря Орловской и Ливенской епархии

Романова Светлана Алексеевна, руководитель Департамента социальной помощи Орловской области;

Власов Юрий Иванович, главный специалист отдела межведомственного взаимодействия, мониторинга и связи со СМИ Департамента социальной помощи Орловской области;

Звягин Виктор Николаевич судебно-медицинский эксперт, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ (зав. отделом судебно - медицинской идентификации личности ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава»);

Ковалев Андрей Валентинович судебно-медицинский эксперт, доктор медицинских наук, (консультант Главного государственного центра судебно - медицинской и криминалистической экспертизы Министерства обороны РФ);

Смирнов Юрий Александрович, археолог кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела теории и методики Института археологии РАН;

Нарина Нина Владимировна судебно-медицинский эксперт, научный сотрудник отдела судебно-медицинской идентификации личности ФГУ «РЦСМЭ РФ»

 

произвела опознание честных останков предположительно прп. Макария (Глухарева, † 1847), обнаруженных в склепе-усыпальнице Троицкого Оптина монастыря г. Болхова Орловской области, в августе 2006 г.

В распоряжение Комиссии были представлены:

  •  Отчет об археологических работах в Оптином Свято-Троицком монастыре Рождества Богородицы от июня 2007 г. за подписью к.и.н. Ю.А.Смирнова;
  •  Заключение специалиста № 4/2007 ОИЛ от 20 мая 2007 г. за подписью д.м.н., профессора В.Н. Звягина и врача судебно-медицинского эксперта Н.В. Нариной.

 

Краткие исторические сведения

Освидетельствования честных останков

Краткие результаты освидетельствования приведены ниже.

Освидетельствование портретных особенностей

Описание внешности по черепу

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осмотрев мощи, обретенные в июле 2006 года в ходе археологических раскопок в склепе-усыпальнице Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря Орловско-Ливенской епархии, и ознакомившись с представленными материалами археологических и медико-криминалистических исследований, настоящая Комиссия пришла к следующему заключению:

1. Анализ результатов медико-криминалистического исследования честных останков (возраст, физические особенности, признаки внешности, условия и места служения, состояние здоровья, давность захоронения) и сравнительных материалов на лиц, захороненных в склепе-усыпальнице Троицкого Оптина монастыря г. Болхова, указывает на достоверную принадлежность костяка прп. Макарию (Глухореву, 1992 – 1847 гг.).

2. Останки не могли принадлежать:

  • архимандриту Никодиму (Мерцалову) - по признаку несоответствия возраста на момент смерти,
  • иеросхимонаху Макарию (Орлову) – по признаку несоответствия возраста на момент смерти и недостаточному числу лет проживания в биогеохимических условиях, которое могло бы привести к накоплению редких микроэлементов в костях (Cu, Sr, Pb, Hg, Ag, Cr, Tl);
  • иеромонаху Митрофану (Неделину) – по признаку несоответствия черт внешности.

 

 

 

 

______________________                                 священник Максим Смоляков

 

 

_______________________                               монахиня Евфалия (Мастепанова)

 

 

_______________________                               Романова С.А.

 

 

________________________                             Власов Ю.И.

 

 

________________________                             Звягин В.Н.

 

 

________________________                             Ковалев А.В.

 

 

________________________                             Смирнов Ю.А.

 

 

________________________                             Нарина Н.В.

 

27 Ноября
(по старому стилю)

Тропарь воскресный, глас 2:

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Кондак воскресный, глас 2:

Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Aда́м свесели́тся,// и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Знамение», глас 4:

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Знамение», глас 4:

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́,/ те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Величания:

Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя// гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́.

Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже показа́ла еси́// пресла́вное зна́мение.

Тропарь великомученика Иакова Персянина, глас 4:

Му́ченик Твой, Го́споди, Иа́ков/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Или тропарь великомученика Иакова Персянина, глас 4:

Муче́нии странноужа́сными и до́блестию терпе́ния/ всех преудиви́л еси́, многострада́льне,/ над ко́имждо соста́вом удеси́ ре́зания,/ благода́рны мольбы́ преди́вне изре́кл еси́ Го́споду./ Тем, во страда́нии твое́м вене́ц прие́м,/ к Престо́лу возше́л еси́ Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га, Иа́кове,// Того́ моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак великомученика Иакова Персянина, глас 2:

Уве́рився до́брою сопру́жницею, терпеливоду́шне,/ и Стра́шнаго Суди́ща убоя́вся,/ пе́рсское повеле́ние и страх, Иа́кове, поплева́л еси́/ и яви́лся еси́ му́ченик честны́й,// те́лом, я́ко розга́, ре́жемь.

Смотреть полностью